ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения»

Адрес: 155904, Ивановская область, г. Шуя, ул. 11-я Мичуринская, д. 4

В детском доме-интернате прошло методическое объединение воспитателей на тему «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта»

Изменить размер шрифта:

1 февраля 2018 года в детском доме-интернате прошло методическое объединение воспитателей на тему «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта». Перед педагогами выступила руководитель методобъединения Кораблева Людмила Васильевна с докладом «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии умственно отсталого ребенка» в котором, в частности, отметила, что процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с интеллектуальными нарушениями должен осуществляться с учётом личностного воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигающий с помощью воспитателя успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях - данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию. Воспитание умственно отсталых детей в условиях детского дома-интерната происходит в «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации должны быть созданы условия, которые позволят успешно сформировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Своим опытом по созданию специальных условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания поделилась воспитатель Колобова Мария Александровна, которая, в частности, отметила, что вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития - все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий (клеёнка, фартучки, тряпочки, лейки и т.д.) должны располагаться в определённых для этого местах хранения, что позволит детям достаточно быстро запомнить их местонахождение, так же участие детей во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию.
Воспитатель Рыжкова Елена Евгеньевна познакомила педагогов с разнообразными играми по воспитанию культурно-гигиенических навыков: обучающих детей умению пользоваться предметами личной гигиены, по формированию навыков раздевания, одевания и умывания, по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом, а так же с дидактическими играми-упражнениями на развитие мелкой моторики для упражнений в застегивании, шнуровании и завязывании предметов одежды.
В заключение методобъединения педагоги пришли к выводу о необходимости выработки методических рекомендаций по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у воспитанников детского дома-интерната, которые бы развивались и закреплялись как на занятиях, в разнообразных упражнениях и играх, так и в повседневной деятельности.
Подобные мероприятия способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов детского дома-интерната, повышению их квалификации без отрыва от практической деятельности; выявлению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта творчески работающих воспитателей.