ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения»

Адрес: 155904, Ивановская область, г. Шуя, ул. 11-я Мичуринская, д. 4

В детском доме-интернате состоялось методическое объединение педагогов групп социально-бытовой ориентировки и психолого-педагогического сопровождения «Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью»

Изменить размер шрифта:

В детском доме-интернате состоялось методическое объединение педагогов групп социально-бытовой ориентировки и психолого-педагогического сопровождения на тему «Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью». Руководитель методического объединения Скрипкина Ольга Владимировна отметила актуальность проблемы развития речи у детей с умственной отсталостью – несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальными нарушениями и отрицательно сказывается на их развитии, обучении и социализации. Таким образом, своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации умственно отсталых детей. Целью педагогического сопровождения в речевом развитии ребенка с умственной отсталостью в условиях специального обучения является создание условий в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями. Теоретическая часть заседания методического объединения была посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых детей, уточнению понятий «недоразвитие речи», «связная, монологическая и диалогическая речь», «рефлексия», «активный и пассивный словарь», «импрессивная и экспрессивная речь», «речевая моторика» и др. В ходе практической части, педагоги соотносили описание особенностей развития речи с возрастными характеристиками детей, выделили приоритетные направления в решении задач речевого развития в разных возрастных группах: развитие устной связной речи, обогащение и развитие словаря, формирование правильного произношения, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой. Свои творческие способности педагоги детского дома-интерната проявили в играх «Буриме», «Расскажи сказку по-другому», «Педагогическая копилка».
Педагоги пришли к выводу, что особое значение в развитии устной речи детей с интеллектуальными нарушениями необходимо уделять развитию понимания речи: на первоначальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов, участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами; на более поздних этапах необходимо формировать умение общаться со взрослыми, детьми, развивать навыки вопросно-ответной диалогической речи, обучать связному высказыванию с помощью взрослого - по данному образцу, по серии картинок, действий. Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания – именно от нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.